Далада Ю.В.
ОБУЧЕНИЕ БИБЛИОТЕКАРЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НОВЫХ 
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

        Проблема использования новых информационных технологий в библиотечной сфере, назревшая в России в настоящее время, была поставлена и в значительной мере решена за рубежом еще в 80–90-е гг. Под новыми технологиями здесь подразумеваются информационный поиск во внешних библиографических базах данных, технология CD-ROM, сетевой доступ к внешней информации и т.д. 
        Не секрет, что с применением новых информационных технологий кардинально меняются качество, быстрота и перечень библиотечных услуг. 
        В современных условиях в связи с быстрым технологическим прогрессом в области сетевых коммуникаций для библиотек открылась перспектива приобретения статуса полноценного информационного центра. Нужно лишь активное содействие техническим переменам в их оснащении. 
        Ускорение МБА за счет систем электронной почты, комплектование фондов периодическими изданиями в электронной форме, доступ к библиотечным системам через Интернет, получение каталожных данных через сетевые источники и, наконец, возможность создания собственного библиотечного каталога, доступного по Интернет, – эти и многие другие перспективы открываются перед библиотеками в условиях технического прогресса и развития сетевых коммуникаций.
        Появление новых технических возможностей вынуждает библиотекарей решать проблему использования сетевых информационных источников и предоставления дополнительных услуг пользователям. В этих условиях возникают новые должности: «системного библиотекаря» и «Интернет-библиотекаря» и др. Однако библиотекарей надо учить новым приемам и средствам работы.
        Хорошим примером в этом отношении может послужить опыт Германии. Для обучения библиотекарей были разработаны два вида программ непрерывного образования: обучения непосредственно в самих библиотеках и на внебиблиотечных курсах непрерывного образования по различным средствам Интернет (E-mail, gopher, telnet, ftp, Archie, Veronica, Listservs, WWW и т. д.). Обязательным условием ставится обучение этим средствам с учетом библиотечной спецификой и ориентации на практическую деятельность. Компьютерные навыки библиотекарей дополняются освоением сетевой технологии, серверной технологии, TCP/IP, HTML. Программа курсов непрерывного образования библиотекарей и информационных работников предполагает также организацию, проведение и участие в симпозиумах, конференциях и семинарах по проблемам библиотечного образования. Наглядным образцом применения в библиотеке такой системы переподготовки может служить университетская библиотека в Тилбурге, активно способствующая развитию «неформально» организованных программ непрерывного образования в виде визитов с целью обмена опытом с коллективами других библиотек. 
        Может показаться, что в России ввиду ограниченности технических возможностей говорить об остроте проблемы обучения библиотекарей использованию новых технологий несколько преждевременно. Тем не менее, проблема актуальна для центральных российских библиотек уже сегодня, а для районных окажется таковой в недалеком будущем.
        Одной из важнейших задач библиотечных школ должны стать адекватная и максимально ориентированная на будущее подготовка специалистов, а также расширение возможностей непрерывного образования для библиотекарей как непосредственно в самих библиотеках, так и с помощью программы официальных курсов непрерывного образования.
Hosted by uCoz